Культура народа коми

Материалы готовятся к публикации.

У охотников коми осенью после Рождества Богородицы начинался сезон массовой охоты на боровую дичь в ближних угодьях. Перед выходом на охоту промысловики совершали обряд очищения.

Шонды гэрда ке пырэ – мэдасы тэла да зэра.
Солнце красным если заходит – завтра будет ветрено и дождливо.

Шонды кымыр саин пуксе ке – мэдасы зэра.
Солнце садится в облака или тучку - на завтра будет дождь.

Этот праздник празднуют ежегодно 9 августа. В этот день люди не едят, соблюдают пост. В старину, когда начался падёжь скота из-за болезни, народ обещал богу...

Народное гуляние, на которое в старину съезжались все деревни Ижемского района. По традиции, праздник начинался стрельбой из ружей. Из каждой деревни приезжали мужчины с ружьями и палили из них, отгоняя тёмные силы. После шума залпов чисто и спокойно звучит, трогая душу, песня-плач «бӧрдӧчем», которая разрешает открыть праздник:

Празднование Ильина дня (Илля лун) 2 августа, имеет у народа коми очень много особенностей, связанных с почитанием этого великого святого и зачастую отличающихся от такого же у русских. Конечно, и у зырян он считается повелителем дождя и грома, однако есть и своеобразные местные отличия. Например...

Отмечали этот праздник 19 августа. В этот день запрещалось ходить в лес по ягоды. Говорили в старину, одна бедная женщина пошла в лес за ягодами, чтобы накормить своих детей.

Коми свадьба проходит в двух домах: в доме невесты, а затем в доме жениха. Свадьба начинается с обряда сватовства.
Изьватас кэлысь мунэ кык кэркаын: воджик невеста керкаын, а сы бэрын жених керкаын. Кэлысьыс воще корасянсянь.

Если нет попа, то обряд крещения проводит бабушка или пожилая женщина.
Абу ке поп, то креститны вермас бабыс или олэма бабарэд.

Перед походом в лес охотники обязательно разжигали костер. В старину посреди села разжигали большой костёр, на котором готовили еду охотникам, варили пиво (сур).

Далеко отсюда, на самом восходе солнца, жили когда-то два брата Гавриил и Матвей. Оба ни были вождями своего народа. И жилось этому народу хорошо. Но был у этих братьев большой враг Яг Морт - лесной человек.