1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 1 Голос)

По одной из легенд, когда-то великий шаман рода Ядне поведал о том, что хозяин Бэв" седе" э (Сопки голов – сын Неба) захотел жениться на самой красивой девушке из рода Ядне.

Пришлось снарядить семь нарт, на седьмую, женскую, украшенную, как для свадьбы, посадили красивую девочку, на колени ей положили мешочек с куклами и оставили её одну на святилище Бэв" седе" э. После этого семь раз приезжали старейшины рода Ядне посмотреть на эту девочку. В первый раз увидели: полозья нарт опустились в землю; во второй раз – что уже ножки нарт стали уходить в землю; в третий –опустилось в землю сиденье нарты; в четвёртый – ноги девочки стали уходить под землю вниз; в пятый –по пояс в землю ушла она; в шестой – под землей оказались уже плечи девочки; а в седьмой – что даже и красивая головка девочки в белой шапке исчезла навсегда под землей… И потом они долго вспоминали, как эта девочка все время играла в куклы и весело пела…
Так Бэв" седе" э принял себе в жены девочку из рода Ядне. С тех пор олени у этого рода стали хорошо расти, не болели, девушки перестали рано умирать – благополучие вернулось на их землю…
Но вскоре Бэв" седе" э стал просить еще семерых девочек из этого же рода – теперь в жены для своих семерых сыновей. Семь холмов, находящихся в нескольких километрах от него, - это и есть семь его сыновей…И с тех пор существует такой обычай: кто-нибудь из рода Ядне посвящает Бэв" седе" э какую-нибудь девушку, которую определяет шаман. Хэбидя ян' сярвы пирибтя (досл.: привязанная к священному месту девушка). Посвященная священному месту не может семь лет выйти замуж. Она считается невестой духа святилища. И сегодня есть такие "невесты" в тундре, но это делается уже чисто символически.

Информант неизвестен