Обряды народа ханты

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 77% ( 3 голосов)

Ох мунгхалтаты вер

Посвящение ребенка духам

Этот обряд проводит шаман. Духам родители посвящали обычно единственного ребенка, часто болевшего, или ребенка из семьи, где дети часто умирали. 

Для сохранения жизни ребенка его душу «помещают» в определенное место. После имя наречения мать с ребенком переходят в общий дом. Там собираются пожилые женщины и ниткой перевязывают нескольку пучков волос на голове ребенка. У девочки делают четыре пучка, у мальчика – пять. Затем эти пучки волос (олицетворение души ребенка) отрезают и кладут в ящик, где хранятся священные предметы и приклады от родовых идолов.

Духа-защитника ребенка определяет шаман. Стол с угощениями ставят  к священному углу. Шаман обращается к духам с просьбой родителей о поиске духа-покровителя для ребенка. Он выясняет, кто из духов согласился  бы  стать  защитником малыша.

Родители по возвращении домой кладут к  домашним духам–тесемки для плетения волос ох сэвты кел с пятью пучками  волос с головы ребенка.

С этого момента ребенок был посвящен духам отцовского рода. Мальчик был посвящен четырем духам-охранителям по линии отца и одному из материнских духов-охранителей. 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Мойнэ тал

Обряд гостевания молодой жены в доме родителей

Через год за невестой  приезжают родители и родственники и увозят ее домой погостить. По случаю приезда дорогих гостей устраивается пир. Обязательно проводится жертвоприношение.

Гости с молодой женой уезжают домой на следующее утро. Если у молодой женщины к этому времени появлялся ребенок, то её увозили вместе с ребенком. Невестка брала с собой из дома подарки. Перед отъездом гостей одаривали подарками.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Курнат поры

Дары домашним духам

 Свадебный аргиш с невестой прибыл в дом жениха. В первое утро в доме мужа проводился обряд курнат поры (дары домашним духам). Обряд посвящался домашним духам мул таха лунгхат (они хранятся  в священном переднем углу), Старику подземного мира Кур илпи ики (находится в женском углу), Хозяйке огня  Намн лэты нэнга.

Обряд курнат поры – угощение и приношение даров домашним духам молодой жены в доме мужа.  Во время этого обряда происходит соединение домашних духов жены с духами дома мужа. Родители невесты вместе с приданым обязательно давали дочери шкурку красной лисы, которую помещали к домашним духам мужа.

В первое утро в доме мужа молодая жена разжигает огонь и дарит Хозяйке огня монету. У хантов  в чужом доме никто не должен дотрагиваться до огня без искупительной жертвы. 

Невестка ставит стол, привезённый ею из дома, и накрывает его привезенными из родительского дома гостинцами. Стол ставит  к двери, где постоянно находится Нижней земли старик Кур илпи ики. Этим она получает право пользоваться очагом и принимает на себя права хозяйки в доме мужа.

А в передний угол домашним духам стол ставит свекровь. И вместе ставится угощение Хозяке огня Тут ими. Застолье проводится по всем традиционным хантыйским нормам.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Ухал вангкарты вер

Удерживание нарты

Родственники невесты из фратрии Монщ ёх совершали обряд Ухал вангкарты (Удерживание нарты). Они догоняли свадебный поезд с целью зацепить деревянным крюком нарты с невестой и остановить их. 

Молодой сильный мужчина со стороны невесты крюком из сырой березы тянул нарты назад. Сани с невестой останавливались и затем медленно двигались в обратную сторону. Рукоятка этого крюка была обмотана большим красивым головным платком. В это время провожающие обступали отъезжающих. Из дома также выносили чашу с продуктами и спиртное. Угощение ставилось около дороги, говорилось, чтобы дорога к дому жениха была ровной и гладкой. Остановившему нарты полагалось подарить оленя или одарить его деньгами.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Акань хухалтыты вер

Выкуп за куклу

При выезде свадебного «поезда» невесты, которая относится к фратрии  Пор ёх, совершался  обряд под названием «Бег с куклой» (Акань хухалтыты). Куклу – акань брали у девочки с ее разрешения.

Когда все обряды с выводом невесты из дома заканчивались, и свадебный поезд трогался в путь, через какое-то время следом за ним выезжал на оленях или снегоходе родственник невесты, то есть Пор ху, и вслед отъезжающим кричал: «Аканян ёрэмасты, аканян ёрэмасты!» (Куклу забыли! Куклу забыли!). Свадебный аргиш останавливался. Догоняющий подходил  к самому почетному гостю-родственнику со стороны жениха и начинал вести переговоры о выкупе за куклу. Родственник со стороны невесты требовал плату: деньги, оленей или другие материальные ценности.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Свадебные обряды сынских ханты

Нэ поры елпи верат

Досвадебный обряд

У народа ханты два традиционных способа получения жены: хонтоптыман (уводом) и уртыман (по сватовству). Сватовство – это обряд предложения брака. Свадьба считалась настолько обязательной, что даже в случаях брака уводом исполнялись традиционные обряды. Благополучие вступивших в брак зависело от того, насколько полно и правильно совершались свадебные обряды.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Ас тай ики поякты вер

Обряд поклонения Хозяину Оби – Ас тай ики

Вариант 1

Когда рыбаки после долгой зимы спускают лодки на первую рыбалку, то они проводят обряд поклонения Духу Оби – Ас тай ики. 

Во-первых, надо обязательно умыться речной водой в знак духовного единения с духом Оби, в знак его почтения. Затем участники обряда спускают в воду белую или синюю ткань, в уголки которой привязывают монеты, и просят у Духа Оби больше улова, и чтобы он не забрал их жизни. Первую пойманную рыбу рыбаки приносят в дар Духу воды. Отваривают рыбу, уху сливают в воду и опять просят большие уловы и удачу на рыбалке.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Йингк –урт – эви пойкты вер

Обряд поклонения Богине воды

В отношении к воде ханты очень осторожны, хотя они превосходно знают «повадки» каждого водоема и в совершенстве владеют навыками передвижения на лодке. В традиционных верованиях  вода  воспринимается как живая твердь (спина).  На Казыме существует такой обряд: рыбаки,  впервые по весне садясь в лодку, смачивают голову водой и произносят такие слова: «Йингк –урт – Эви! Нанг шаншена ма щи омассом!» (Воды Дух-дева, на твою спину я сел) (Т.А.Молданов, Казым, 1989 г.). Этими действиями выражается единение с водой  и поклон ей через омовение головы. 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Няврэм сэма питты вер

Обряд рождения ребенка

Появление ребенка в хантыйской семье – это большой праздник. Все члены семьи и  рода ждут появление нового человека. Роды у женщин ханты проходят в специально построенном для этого домике или чуме – ай хот.

Принимать роды приглашается пукан ангки (мать пупка), она перерезает пуповину, первой берет малыша на руки, обмывает его водой с чагой и кладет в маленькую берестяную люльку. С этого времени пукан ангки становится близкой родственницей семьи и рода. Пукан ангки и бабушка малыша готовят колыбель. В колыбель под подстилку кладут обереги – нож, точильный камень и спички.  На дугу колыбели также для оберега прикрепляется клык медведя или хвост Небесного Зверя – горностая.

После заживления пупка новорожденного вносят в жилой дом (чум), сопровождая это своеобразным обрядом. Обряд очищения матери и ребенка проводит алтом ангки (несущая мать). Она перекладывает младенца в новую  люльку, а прежнюю относит в лес и подвешивает на березу. Алтом ангки берет люльку с младенцем и трижды перешагивает через окуривающий дым (кусочки бобровой шкурки на углях). Эту же процедуру проделывает мать.  При этом мать и несущая мать говорят: «Санэку-понэку!», призывает этим Духов Неба (Санг) и Земли (Пугос). Затем несущая мать алтом ангки (несущая мать)   и мать новорожденного идут к жилью. Алтом ангки у входа в дом говорит от имени новорожденного: «Вет вулэнг ху хотэма ёхатсом» (На пяти оленях мужчина в свой дом приехал). Если девочка, то алтом ангки говорит за новорожденную: «Нял вулэнг нэ хотэма ёхатсом» (На четырех оленях женщина в свой дом приехала). По представлениям хантов мужчина имеет пять душ, а женщина – четыре. При этом новорожденного показывают в дверной проем пять раз, а новорожденную – четыре раза. 

Чтобы ребенок был спокойным и не был плаксивым, перед самым внесением его в жилье алтом ангки (несущая мать) также говорит: «Холлаты унглэн камн ат хащал» (Плаксивый твой рот пусть на улице останется!).

 Через определенное время бабушка новорожденного приглашает в гости алтом ангки (несущую мать) и перна ангки (крестную мать). Для гостей она накрывает стол, одаривает их подарками. А перна ангки (крестная мать)  дарит малышу крестик и желает ему здоровья, чтобы Боженька его охранял.

С этого времени у малыша, кроме собственных родителей, появляются  и новые матери и отцы: пукан ангки (мать, которая перерезала пуповину), муж ее пукан ащи, алтом ангки (мать, которая внесла ребенка в дом), муж ее алтом ащи. Та, которая крестит ребенка, становится перна ангки (крестной матерью), а муж ее –   перна ащи (крестным отцом).

Родители ребенка одаривают новых родственников: пукан ангки дарят нож, алтом ангки –  иголки (если мальчик – пять, если девочка четыре). Новые родители относятся к ребенку как к своему родному: заботятся о нем, учат ремеслам, делают подарки, шьют одежду, обувь, мастерят игрушки.

Имя новорожденному выбирается с помощью гадания, выполняется обряд ляксоптаты. В новорожденного должна вселиться душа одного из умерших родственников. Ставят колыбель на пол, под колыбель кладется нож, и перечисляются имена умерших родственников. При упоминании подходящего имени колыбель как бы «прилипает» к полу. Ребенок получает имя этого умершего.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 2 голосов)

Лунгх Автан йирасты вер

Обряд жертвоприношения на священном Ангальском мысу

Лунгх авт (Мыс деревянных идолов) –  одно из главных священных мест северных народов.  Это место знакомо людям как Ангальский Мыс. С давних пор сюда съезжались северные народы, чтобы пообщаться с божествами и совершить обряд жертвоприношения главному богу северных народов – Нум Турому.