1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 1 Голос)

Мойпар як

Медвежий праздник 

Медвежий праздник является одним из самых ярких показателей самобытности культуры народа ханты. «Мойпар як» переводится на русский язык как «Медвежьи пляски», «Медвежьи игрища»,  «Медвежий праздник». Смысл проведения праздника состоит в стремлении примирить медведя и убивших его людей и вернуть его к жизни. В фольклоре и верованиях народа ханты отражены представления о небесном происхождении медведя. 

Медвежьи игрища представляют собой раннюю стадию в развитии народного театра: в них есть сюжет, раскрывающийся в песнях, танцах, интермедиях-пантомимах, актеры в масках (только мужчины), костюмы и бутафория.

В празднике просматриваются основные  моменты: добыча медведя, доставка домой, встреча в поселке, подготовка к празднику внутри дома, собственно праздник – исполнение песен, драматические представления, танцы, пантомимы, сатирические сценки, рассказы и в конце – вынос медведя.

У южных и восточных хантов праздник длится три ночи, у северных  –  пять ночей для медведя, четыре – для медведицы (это объясняется разным количеством душ у мужчины и женщины).

Зверя (голову и ноги с неснятой шкурой) всегда располагают в почетном левом углу жилища, причем голова покоится на передних скрещенных лапах. На глаза кладут серебряные монеты, на нос – берестяной кружок. В соответствии с полом надевают украшения и головные уборы (медведю – шапку, медведице – платок). Медведице на лапы, как женщине, надеваются кольца.  Первые подарки «гостю» несут хозяева дома – ленты, деньги, платки, перед ней (ним) ставят угощение. 

  К вечеру в дом  на праздник собираются гости, приходят все жители селения.  Каждый несет подарок, кладет перед головой медведя,  целует его в лоб (женщины через платок). Рядом с медведицей сидят охотники и старик, хорошо знающий ритуал празднества. На палочке с зарубками он отмечает число песен, пропетых в честь медведя. 

Ближе к вечеру начинается веселье. Вот пришел музыкант с музыкальным инструментом нарсъюх, раздаются первые аккорды, и с улицы заходят артисты в берестяных масках. Они кланяются священному зверю и, держась за руки и размахивая руками вперед и назад, начинают петь традиционные сакральные  песни о медведе из «медвежьего фольклора» –  о его происхождении, жизни в лесу, о том, как он гулял по лесу, как нашел себе подругу, как сделал берлогу. В песнях – много иносказаний.

После священных песнопений исполняются поучительные песни.

За песнями следуют танцы-пантомимы предков: зверей и птиц, мужские и женские танцы, которые чередуются с новыми песнями и интермедиями-пантомимами. Актеры, исполняющие интермедии, в берестяных масках, с прорезанными отверстиями для глаз и рта и пришитым длинным носом.

На праздник приходят также артисты в образе предков-покровителей родов. Вот появляется «лось» – актер в маске, в вывернутой шубе, он опирается на две палки и бежит то рысью, то вскачь, то отдыхает, осматриваясь по сторонам. К нему подкрадывается «охотник» с луком. Начинается увлекательная «охота». 

Музыкант на нарсъюхе наигрывает веселую мелодию. Мужчины, ритмично размахивая руками с зажатыми в них белыми платками, делая низкие полуприседания, продвигаются вперед.  А вот прыгает «лисица», помахивая рыжим хвостом. Нарядные женщины в ярких платьях плавно кружатся в танце. Их лица закрыты большими яркими шелковыми и шерстяными цветастыми платками с кистями, концы платков зажаты в руках, в такт они приседают и  взмахивают руками вверх. Снова выходят певцы, они поют о прежних славных временах, когда всего было вдоволь – и зверя, птицы, и рыбы; поют про богов, про их любовь и ненависть, их гнев и милость к людям. 

Сакральные песни исполняются  с почтением, их слушают с большим вниманием. А юмористические и сатирические сценки вызывают бурю веселья. Медвежий праздник проходит ночами (боги в это время все видят). За одну ночь исполняется до 50 интермедий. В последнюю очередь едят мясо медведя. Праздник сопровождается целым рядом табу.  Табуированным является и само слово «медведь»; в обращениях к нему, –  это дядя, старик, лесной человек; голова – это город, грудь – лодка, язык – ящерица, глаза – звезды.

В заключение игр исполняется танец-пантомима предка рода Журавля. Его изображает актер в вывернутой шубе с палкой, продетой в рукав, с клювом на конце. Он подергивает за веревочку – клюв щелкает в такт движениям и музыке. 

На праздник приходят и зловещие мифические персонажи – Двуликое существо, Горбатая женщина Мокарушка с лицом на затылке, лесные духи-великаны Менквы в страшных масках из бересты и длинных волос, с палицами в руках, «оводы» и «комары» одолевают людей.

Зрелище этого народного театра, пришедшего до нас из глубины веков,  очень впечатляет и надолго остается в памяти. Для самих же хантов  – это самый любимый праздник, это способ трансляции культуры из поколения в поколение.