1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 1 Голос)

Хоты Ас Тай Ики тыйс?

Щиты Ас Тай Ики лув тыйм верал. Ими хилылэнгки щи энмалтала имел имийн. Щалта уна йис, па щи янгхал, хулом хоптарка кирман. Щалта ин акел икийн ёлта щи нюхалла.
Лув ястал: « Манэм ал нелты, хулом хоптарка имилам самлал картэт. Нэлты пищен иса антом».
Ёранг онас ещал этас, таланг онас холанга лэслы.
Щалта па щи манас. Вантлалы, па щи ёлта щи ёхатла. Ун ики щимащ, хухалал, курн хухалал лув юпелн. Таланг онас этас. Ястал: «Ими хилылэнгки щитлан нелта, манэм ал нелта». Лув еллы арыман щи манал: «Хулом хоптарка имилам самлал картэт, нелтэн антом, нелтэн антом». Щалта ястал: «Акем икилэнгки, Туром хот шанша манломан, кат ху ётты карты хар верломан». Лув йи пелак хоптаркайл щи лэвемаслы, карты сам отл. Щит кутлоп от па тайс, щи хоптаркайн хащас. Щи Туром хот шанша ёхатсатан. Па щи Ими хилылэнгкен вощнга луйн луйт тайс. Щи кат ухлал сохат кута вощкаслы. Кат ху ёнтты хар, карты хар тыйс Туром хотшаш хоща. «Я, катласалман, мата хуеман нох питал. Щи катласалтан, щи катласалтан.
Щалта ин Ими хилылэнгкен тум акел ики ох пат элты вощкаслы па мув илпия щи туса. Ин ики щи ястал: «Эви питты вус щи версэн, пох питты вус щи версэн. Эви тайты ям нэнгем, пох тайты ям нэнгем, каши верты Хинь япал щи уллом».
Ас Тай Икен па ястал: «Лантанг Ас тыемна, хуланг Ас тыемна, эви лыл олты ху ма щи уллом, пох лыл олты ху ма щи уллом. Сус лангки элыем, тови лангки элыем».
Муша хун йилат, хоятэн муша йил, па най урт поякты нэмал хоят антом, па щи Ас Тай Икен пояклан па лув лов шаншан щи ёхатал. Сором ки антом, щи Ас Тай Икен нох щи вулы. Щиты щи маты ус. Ас тай икен щиты тыйм от, Ими Хилы элты тыйм от. Тумел па каши верты икия щи йис, мув илпия туса па. «Эви лэты от, пох лэты от, Хинь Япала ма щи питлом, ма щи лэвемаллам, сорма йилат па».

Информант неизвестен.
Перевод с казымского диалекта
хантыйского языка на шурышкарский
Коневой Н.Н. (январь 2012)

Как появился Бог Оби Ас Тай Ики

Ими Хилы рос у тети, когда вырос, стал ездить на трёх оленях. Олени его были хоптарки (яловые важенки).
Едет он однажды по тундре, смотрит, за ним гонится менгк. Запел Ими Хилы: «Не ешь меня, у моих оленей сердца железные, ты и их съесть не сможешь».
Дальше едет, навстречу ненцы едут с аргишем. Менгк съел всех ненцев вместе с нартами, с оленями. Ими Хилы говорит: «Не трогай меня, не ешь меня». Оглянулся Ими Хилы: старик - менгк за ним бежит. Ими Хилы говорит:
- Ненцев ешь, меня не трогай! У моих оленей сердца железные, никто их съесть не сможет.
Потом говорит:
- Дядя, пойдем за дом Турома, сделаем место для игр на двоих.
Менгк съел одного его оленя с железным сердцем. Пошли за дом Турома, у Ими Хилы было кольцо на мизинце. Бросил он это кольцо между двумя нартами, появилась площадь для игр на двоих, появилось место для игр на двух мужчин. Стали драться. Дрались, дрались, Ими Хилы поднял менгка, бросил через голову, тот ушел в землю. Дядя говорит:
- Дочерей падающую яму сделал, сыновей падающую яму сделал.
Ими Хилы говорит:
- В Верховьях рыбной Оби, в верховьях обильной Оби девочек дыхание продлевающий мужчина я есть, мальчиков дыхание продлевающий мужчина я есть.
Кто заболеет, если никто из богов помочь не может, то обращаются к нему, если не суждено умереть, то он поднимет. Так появился Ас Тай Ики, он был племянником тети, тетя его воспитала. А менгк стал богом, отправляющим людям болезни – подземным богом Хинем. Он говорит:
- Дочерей съедающий – я, сыновей съедающий – я. Кто умрет, буду съедать.

Перевод на русский язык Н.Н. Коневой,
январь 2012 год.