1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% ( 1 Голос)

Муя катра хантэт ханшты ант хошсат?

Катра порайн йи ханты ху рущ пил хуял моя вохсаллы, йи яха унта велпаса янгхты. Мантсатан.
Унтан лын иса йи пулянг янгхсатан, немолты ху елшик ант шушилыйс. Лын щиты ям-хув велпасластан. Нэмолты хоты ант йистан.
Йи хаталн лын унт хуват шушсатан. Щалта вантлатан: туром элты кат нэпек ил ракантсатан. Рущ ики непекал кащалас па ханты пил хуяла ястал:
-Туром Ащевн кат нэпекан ил эсалсайман: йи нэпек нанген, кимет па манэм. Маты нэпек вуты лангхалайн, вуя. Хащом нэпек ма вулэм.
Нэпекнгалан щи ортсаллын. Рущ ики нэпекал вуслы, лунгатсаллы па лумала понтсаллы. Ханты ху па па щирн верал туслы: нэпекал лунгатсаллы па юх воша понтсаллы па ястас:
- Ма нэпекам патн ант вулэм. Ёхлы мантэман порайн, талта манломан, щи порайн патн вулэм.
Ханты ху нэпекал хайсаллы па пилал пилн па унта велпаса мантсатан.
Етнаян ищи юш хуват ёхлы лын мантсатан, ин ики нэпакал вуты уранган. Ханты икев нэпекал па ант уятсаллы. Нэпекал курангвойн ёхи лэвом: курангвой курпатат щата хащмел.
Ин хантэт щиты щи потартлат: щит уранган щи мунг нэпек ханшты щир ант тайлув, Туром китом нэпекев курангвойн лэвом. Ин икевн нэпек унтан ант ки хайса, ин мунг, лулан, лунгатты, ханшты хошсув. Мунг па уятлув, хантэт кутн ищи ар уталтом хоятат уллат, лый па рущ нэпекат хуват уталтысат, анта ханты нэпекат хуват. Ханты ёх нэпек курангвойн ёхи лэса.

Материал из книги
«Мифы, предания, сказки, ханты и манси»
перевод на язык ханты Н.Н. Коневой.

Почему у ханты не было своей грамоты?

Когда-то в старину один остяк (ханты) стал приглашать в товарищи русского, чтобы вместе в лес на звериный промысел ходить. Русский согласился... Пошли.
В лесу остяк и русский как верные товарищи не оставляли друг друга и не расходились один от другого далеко, всегда были вместе. Они промышляли так некоторое время, и ничего особенного с ними не случилось. Но вот однажды днем шли они по лесу, по обыкновению своему вместе, как вдруг оба увидели, что с неба перед ними падают два листа бумаги. Русский, когда перед ним упали листы, сказал остяку:
- Бог спустил с неба потому две бумаги, что нас двое: одну для меня, а другую для тебя. Так выбирай же себе из двух бумаг, какую только желаешь, а я возьму себе ту, которая останется.
И каждый из них взял себе по бумаге. Русский, взявши свою бумагу, подержал ее в руках, посмотрел, что в ней написано и положил себе за пазуху. Остяк со своей бумагой поступил иначе: посмотрел, что в ней написано и положил на пень, сказав при этом русскому так:
- Я свою бумагу не возьму с собой, а возьму после, когда пойдем обратно мимо этого места с дневного промысла к своему стану.
Остяк, оставив свою бумагу на пне, отправился с русским дальше в лес. По окончании дневного промысла они возвращались обратно к своему стану тем же путем, чтобы взять бумагу остяка. Но что же случилось с его бумагой? На пне ее не оказалось. Бумагу эту съел лось, который проходил в отсутствие остяка и русского мимо пня, что было видно по его следам.
-Вот поэтому, - заключают обыкновенно старые остяки свой рассказ, у нас и нет своей грамоты. Если бы остяк с бумагой поступил так, как русский человек – взял бы ее с собой, тогда бы и у нас была своя грамота. Хотя мы знаем, что есть грамотные остяки, но они все-таки учились и учатся по русской грамоте, а не по остяцкой. Остяцкой грамоты нет, ее съел лось.

Материал из книги
«Мифы, предания, сказки, ханты и манси».