1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0% ( 0 голосов)

Нум Туром – верховное божество, владыка неба, податель дневного света, охранитель морали и правопорядка. Он достал из нижнего мира солнце и луну. В сказках не всегда его называют по имени, а употребляют эпитеты Большой бог, Великий бог, Светлый бог, Золотой свет, Верхний мир и он часто предстаёт как Небесный отец, седовласый и седобородый старик, дающий герою сказки добрые советы и помощь.

Йингк Ики – водяной царь, дающий людям рыбу. Под водой у него есть город, в котором он живёт со всей своей семьёй. Именно он посылает людям в назначенное время рыбу.

Хинь Ики – Бог нижнего мира.

Ими Хили – сын Нум Турома, властелин людей. В одноимённой сказке о нём прямо говорится: «Ими Хили и сейчас над нами хозяин». Часто его называют и другими именами: сын золотого света, сынок женщины, бабушкин внук. Он младший сын Нум Турома и часто отправляется в путешествия, во время которых с ним происходят разные приключения: он борется с Мэнгками и побеждает их благодаря своей хитрости и изворотливости; он совершает разнообразные подвиги, чтобы жениться на царской дочери. Ими Хили – покровитель и защитник людей, он приходит на помощь в трудную минуту и восстанавливает справедливость. Он был первым охотником на лося, создал огнь, полезные растения и животных, велел птицам прилетать летом на Север.

Менгки – это первые люди, неудачно созданные Нум Туромом из лиственницы и убежавшие в лес. Считается, что они живут там и до сих пор. Это великаны, похожие на людей, но у них заострённые головы, которых может быть от одной до семи, густые брови, железное тело и длинные когти. Тела их не уязвимы; слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил; победить такого великана можно только хитростью. Часто мэнгки описываются как людоеды и оборотни. Они большие и сильные, но глупые и неумелые.

Вонт утат – лесные духи. По представлениям ханты леса и реки населены разнообразными духами, которые не всегда доброжелательны по отношению к человеку (Кар - ики, Кар – ими). В сказках о них говорится иносказательно, прямо они не всегда называются, потому что упоминать про них опасно: ведь считалось, что они могут услышать и навредить человеку.