Празднование Ильина дня (Илля лун) 2 августа, имеет у народа коми очень много особенностей, связанных с почитанием этого великого святого и зачастую отличающихся от такого же у русских. Конечно, и у зырян он считается повелителем дождя и грома, однако есть и своеобразные местные отличия. Например, на Печоре, Выми, Удоре, Ижме и других местностях в его праздник устраивались катания на конях с песнями - ведь и сам пророк "небо преезжал еси страннолепно". Так как сено к этому дню было уже убрано, то можно было отпраздновать и окончание уборки такой игрой - девушки становились в два ряда с шестами в руках, образуя коридор, а одна из них с платком в руках убегала по нему от парня, который стремился отнять у нее платок. С этого дня у детей и молодежи начиналась, после долгого запрета, безудержная игра на дудках и свистульках, отчего он еще назывался "чипсасян, пöлясян лун". Кроме того, Илья-пророк почитался и как защитник скота от медведей, а вот у коми-пермяков, наоборот, в этот день не выгоняли коров на пастбище, так как считалось, что дикие звери получают от пророка власть творить все, что им угодно. Во многих селах Илье-пророку приносились даже жертвы - закалали быков и телят, а иногда и овец. Часть их мяса жертвовали на храм, а остальное разделяли для общей трапезы. С Ильиным днем было связано и множество пословиц и примет - "Петровский дождь засуху поправит, а Ильинский не поправит", "В Ильин день погода хорошая - осень хорошая" и т.п. С этого дня разрешалось собирать лесные ягоды, начинали убирать хлеб.
Важное значение имел Ильин день и у оленеводов, у северных коми-зырян и ненцев, могли устраиваться гонки оленьих упряжек, готовился праздничный обед. После завершения праздника оленеводы начинали понемногу двигаться в район зимних пастбищ вблизи своих селений. Согласно преданиям Ильёй был назван сын некоего Саваха. Перед его рождением отцу было видение: «Белообразные мужи разговаривали с младенцем, пеленали его огнём и кормили его, влагая в уста пламень огненный». Саваху разъяснили, что это пророчество предшествует младенцу славную судьбу, и жизньего будет благоугодной догу. Предсказанию было суждено исполниться. Илья успешно боролся за добро, во славу Божию. За верное служение богу Илья-пророк, единственный из всех святых, был взят на небо живым с помощью огненной колесницы. В Ильин день с раннего утра все суетятся, хлопочут. В каждом чуме чистят, моют, приводят всё в порядок, чтобы всё «блестело», ведь Илья-пророк – это образ всего чистого, светлого, сверкающего. В Ильин день коми-зыряне одевают в свои самые лучшие наряды. Считалось, что рано утро в этот день девушкам обязательно необходимо сходить в тундру за морошкой, чтобы в доме было всего в достатке. А матери земли каждый несёт кусочек хлеба, чтобы она родила много плодов.
По народным приметам, Ильин день – это последний день лета и первый день осени. Говорят «на Илью до обеда – лето, а после обеда - осень». Поэтому по погоде в этот день определяют характер наступающей осени. Если день ясный, значит, осень будет тёплой и солнечной, а если пасмурный то осень будет затяжной и дождливой. С этого дня запрещалось купаться в водоёмах. Если в Ильин день пошёл дождь, необходимо было им умыться, чтобы уберечься от болезней и порчи. С этого дня молодёжь вечерует, водит хороводы, поёт песни, обращаясь к осени.
Праздник завершался большим пиром за общим столом, где друг друга угощали самыми вкусными блюдами: пирогами, расстегаями, шаньгами и обязательно морошкой. Желали друг другу счастья и благополучия.

Литература:
Канаков Н.Д. «Илля лун»;
Айваседо А.А. «Илля лун» ПРЦНК г. Тарко-Сале, 2002 г.



Добавить комментарий