1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 99% ( 10 голосов)

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 99% ( 10 голосов)

Культурно-образовательный проект «Уроки фольклора: живые мотивы северной земли» адресован подрастающему поколению от 6 до 13 лет: учащимся общеобразовательных школ младшего и среднего звена, детям старших и подготовительных групп дошкольных учреждений г. Салехард.

В рамках проекта предусмотрено 9 игровых интерактивных занятий, длительность каждого 35-40 минут. Уроки фольклора предусматривают следующие темы (порядок может изменяться):

урок 1 «Знакомство с культурой северных народов Ямала»
Вводный урок знакомит детей с народами Севера, проживающими на Ямале – ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Дети узнают новое понятие «фольклор», учатся отличать материальное культурное наследие от нематериального.

урок 2 «В мире сказок народов Севера»
Урок выстроен на основе коми сказки «Девочка ростом с веретено». Главная героиня сказки, убегая от преследовавшей её ведьмы Йомы, попадает в ненецкую, ханты и селькупскую сказки. На уроке дети узнают, почему у зайца длинные уши (ненецкая сказка), как мальчик Ими хилы попал к злой ведьме Порнэ (ханты сказка), и зачем бабушка оставила одного в лесу трусливого внука Ичу (селькупская сказка).

урок 3 «Малые жанры устного народного творчества северных народов Ямала» Дети отправляются в путешествие по волшебной «Книги мудрости», знакомятся с малыми жанрами фольклора народов Севера – пословицами, поговорками, разгадывают селькупские загадки, участвуют в конкурсе скороговорок на ханты языке, вместе с коми девушкой Заранью разучивают считалку на коми языке, закликают дождь и отгоняют комаров при помощи ненецких закличек.

урок 4 «Игры северных народов Ямала»
Дети во время урока знакомятся с подвижными играми (коми игра «Гизь базь», ханты игра «Зайчик»), малоподвижными (ненецкая игра «Путко», селькупская игра с шишками), с головоломками (ханты головоломка «Стоимостью в пять лошадей»), хороводными играми народов Севера. Урок проходит с участием спортсменов по национальным видам спорта, которые показывают ребятам, как правильно бросить аркан, перепрыгнуть через нарты, перетягивать палку.

урок 5 «Знакомство с танцевальной культурой северных народов Ямала»
На уроке дети вместе с куклой Катей узнают особенности северной хореографии, разучивают элементы бытовых (мастерицы, рыбаки, охотники) и подражательных (куропатки, турухтаны) танцев, коми хороводов и луговых танцев (Шен), традиционных танцев с платками народа ханты.

урок 6 «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
На уроке дети знакомятся с северными орнаментами, учатся различать элементы костюмов разных народов Севера, плетут нитяные пояса (косичка) и маленькие арканы.

урок 7 «Музыкально-песенное творчество северных народов Ямала»
Во время проведения урока дети не только слушают и пытаются сами исполнить песни на ненецком, ханты, селькупском и коми языках, но и знакомятся с музыкальными инструментами (бубен, копытца, варган, трещотки, зиль-зёль, нарс юх и др.).

урок 8 «Праздники и обрядовый фольклор северных народов Ямала»
Один из самых ярких и в то же время сложных уроков знакомит детей с праздниками и обрядами народов Севера. Дети с удовольствием обживают праздничное пространство Вороньего дня у народа ханты и семейно бытовых праздников ненцев (свадьба, рождение ребенка), участвуют в проведении обряда проводов на охоту у коми-зырян, вместе с Ичей узнают о сакральных особенностях охотничьих гаданий.

урок итоговый «Северная земля».
Урок «Северная земля» подводит итог всего проекта. Дети вспоминают то, что они проходили в течение всего курса занятий. Сами здороваются на языках народов Севера, танцуют и поют, загадывают загадки, отвечают на вопросы ведущих об играх, музыкальных инструментах, праздниках и обрядах народов Севера. В заключении каждому ребенку вручается сертификат об участие в культурно-образовательном проекте «Уроки фольклора: живые мотивы северной земли».

Проведение занятий осуществляется специалистами учреждения по фольклору. В проекте принимают участие солисты и творческие коллективы: А. Ануфриева, Е.Уфимцева, В. Вальгамов, Т. Лар, ненецкая фольклорная группа «Вы’сей», коми фольклорная группа «Обдорянка», детская коми фольклорная группа «Марья моль», ханты вокальная группа «Сорни тутые». 

Накопленный опыт в области реализации проекта показал, что интерактивные занятия вызывают живой интерес у учащихся и дошколят. Воспитатели и педагоги учреждений высоко оценили воспитательную роль проекта, его направленность на приобщение подрастающего поколения к фольклору, народному творчеству, истории, традициям, обычаям северных народов Ямала, проект важен в деле привития детям с раннего возраста этнической толерантности.



Добавить комментарий